Сам себе Художник - творческая мастерская Ольги Малушкиной

Акварель. История.

Акварель – один из самых поэтичных видов живописи. Очень часто в литературе используют слово «акварель». Обычно так называют какую-то легкую лирическую зарисовку, либо новеллу, полную светлых, ясных, нежных образов. С акварелью сравнивают и музыкальные произведения с чарующими, прозрачными мелодиями.

 

Акварель – ( от франц. aquarelle – водяной, от лат. aqua – вода) краска для живописи. В ее состав входят мелко растертый пигмент, и легко растворимые в воде клеи растительного происхождения – гуммиарабик и декстрин. Мед, сахар и глицерин удерживают влагу. Еще одна составляющая красок это бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, наоборот, облегчая ее растекание. Для защиты от плесени в краски вводится антисептик — фенол.

Акварельные краски при растворении в воде образуют прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяют за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

Акварель была известна человеку со времён глубокой древности. Вероятно это одни из первых красок, наряду с натуральной охрой, которые научился изготавливать человек. Еще во времена египетских фараонов акварель применяли для письма на папирусе. Но трудность техники не позволяла акварельной живописи сравняться с темперной или масляной. И на долгое время акварель была полностью вытеснена из арсенала художников. В древнем Риме и Греции при создании фрески, акварель применяли только для прописки контуров, либо для фона, делая роспись по сырой штукатурке, и получая акварельные эффекты.

Однако в Китае акварельная техника стала развиваться после изобретения бумаги во II веке до нашей эры. В Японии и Китае она с успехом использовалась в пейзажной, жанровой и портретной живописи. В XVIII—XIX вв. акварелью писали по шелку, соединяли ее с черной и цветной тушью.

В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи.

Однако, несмотря на ее позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что стала соперничать с живописью масляными красками. Акварель только тогда стала сильною и эффектною живописью, когда художники начали использовать такие методы рисования как ослабление контуров и растушевка кистью. Эти методы стали широко применяться в XVIII веке. Обычно ими пользовались участники научных и военных экспедиций для зарисовки археологических и геологических объектов, растений, животных. Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставил Альбрехт Дюрер, чей «Заяц» стал хрестоматийной работой.

hkgtcf

Альбрехт Дюрер «Заяц»1502, Акварель, Музей в Вене.

На рубеже XVIII—XIX века усилиями Томаса Гёртина и Джозефа Тёрнера акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи. А в 1804 г. было основано Общество акварелистов (англ. Society of Painters in Water Colours).

Томас Гертин – молодой художник, умер в возрасте 27 лет, но его по праву называют выдающимся художником. Он очень быстро выработал свой стиль: отметая некоторые старые каноны, убирая ограниченное в рисунке, стал отказываться от разработки переднего плана, стремился запечатлеть незамкнутое пространство, стремясь к панорамности. Монументальные вещи в его акварелях легки и изящны. А пространством и воздухом можно захлебнуться.

85006758 3efdebacf199

Томас Гёртин. Interior of Fountains Abbey the East Window.

85006762 large_95durh

Томас Гертин.

Акварелист Джозеф Тернер также постоянно совершенствовал свою технику, изучал природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. Внимательно и с любовью изображая человека, мастер подчёркивал несовершенство человеческой природы, его бессилие перед огромным окружающим миром, иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным.

77858395 YErazm_v_kapelle_episkopa_Vestmisterskoe_abbatstvo

Эразм в капелле епископа, Вестминстерское аббатство. Джозеф Тернер. Акварель, частная коллекция.

3321

Замок Пемброк, Южный Уэльс - шум приближающегося шторма.Джозеф Тернер, 1801 г., акварель, частная коллекция.

3354

Извержение Везувия. Джозеф Тернер, 1817 г., акварель.

Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве и художников-пейзажистов.

Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в столице империи — Санкт-Петербурге.

Первое имя в летописи русской акварели — Петр Фёдорович Соколов.

Он исполнял портреты, сцены охоты, жанры, запечатлев лик своей эпохи и своих современников. В его акварелях оживают целые страницы этого периода истории России.

Акварельная живопись Петербурга и России достигла исключительного расцвета в последние десятилетия XIX и первые два десятилетия ХХ века. Во времена, когда ещё не было фотографий, быстрота исполнения, минимальное количество утомительных сеансов позирования, воздушность колорита – во всем этом нуждалось русское общество. И поэтому, именно акварель пользовалась успехом в высших и средних его слоях.

Акварельные портреты заказывались всеми членами царствующего дома, аристократами, великосветскими красавицами, высшими военными чинами, министрами, дипломатами, всеми сколько-нибудь состоятельными людьми. Иметь свою домашнюю коллекцию акварелей до 1917 года считалось признаком хорошего тона и благосостояния. В ту пору, было принято заказывать графические портреты близких, друзей, родных. Такие портреты сопровождали владельцев и в путешествиях, и дома; их вешали на стену или ставили на стол.

pfsokolov 2

Портрет А.С. Пушкина. 1836г. Соколов П.Ф.

sokolov

Портрет императрицы Александры Фёдоровны и великой княгини Марии Николаевны на берегу. Соколов П.Ф.

Акварелью, в портрете и жанре, работали живописец Карл Брюллов и его брат — архитектор Александр Брюллов.

Свою оригинальную дань искусству акварели принесли такие живописцы, как Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Иван Билибин..

Ivanbilibin

Остров Буян 1905г. И.Билибин

Техника работы акварелью требует тщательного подбора материалов и в частности бумаги.

Акварельная бумага должна быть хорошего качества, плотной. Поверхность бумаги для акварели не должна быть слишком гладкой, чтобы удерживать частички красителя.

Акварель разводится водой и наносится на бумагу с помощью мягкой беличьей или колонковой кисти. Использование в качестве связующего вещества растительного, а не животного клея обеспечивают особую пластичность мазка. Это работа «по сухому». Акварель легка, тонка и прозрачна; она незаменима в поездках, на пленэре.

Но есть в ней и трудности. Переделки, исправления тут почти невозможны. При смешении цветов более двух, трех краска теряет яркость и чистоту. При смывании красочного слоя нарушается поверхность бумаги, что часто приводит к грязи. ( Кстати, М. А. Врубель умел работать акварелью долго, по многу раз переделывая отдельные куски, а такая работа требует огромного опыта и мастерства.)

Поэтому наиболее распространенная манера акварельной живописи за один прием или «по сырому». В этом случае поверхность бумаги предварительно равномерно увлажняется губкой. Тогда краска легко ложится, смывается, перетекает из одной в другую.. Слегка расплывающийся мазок придает акварельной живописи особую мягкость и фактуру. Постепенное высыхание листа бумаги , дает возможность применять мягкие «заливки». Виртуозом такой техники был художник В. М. Конашевич.

be6893951535

Иллюстрация к сборнику К. И. Чуковского «Сказки». 1934-35г.

Специфика акварельной техники заключена в ее прозрачности. В том, что основным изобразительным средством здесь является не краска, а белый цвет бумаги. Белая бумага, отражая лучи света сквозь прозрачные слои акварельных красок, придает особую свежесть оттенкам. Не на всякую бумагу хорошо ложится акварельная краска. Нужны лучшие сорта отбеленной, имеющей зернистую фактуру бумаги.

Мягкость линий и размытость цветовых пятен создают особую глубину пространства, приглашая зрителя как бы участвовать в творческом процессе, достраивая и дополняя картину деталями, включая собственное воображение. Одна и та же работа воспринимается по-разному, в зависимости от состояния души в данный момент. Недаром акварель пользуется популярностью у восточных народов с развитым созерцательным или медитативным восприятием мира. Мастера Востока создают непревзойденные шедевры, в которых несколько мазков кисти формируют целый мир, со своей философией и метафизикой.

Однако, на сегодняшний день, есть методика, которая с первого урока дает начинающему пользователю возможность получить быстрый результат. Овладение техникой правополушарного рисования даст вам возможность быстро и легко справиться с такой трудной краской как акварель.

После посещения первого урока вы будете знать основные приемы поведения этой краски на листе бумаги и выйдете с урока с несколькими законченными своими картинами, которые можно будет сразу повесить на стену или подарить знакомым. Кроме этого, вы получите огромный заряд бодрости, улучшенную самооценку, уверенность в своем «я могу», познакомитесь с такими же начинающими художниками, и пройдете весь славный путь «я не умею -я рисую -у меня получилось»!

И поверьте, нам, как и вам, будет очень радостно раскрыть в вас этот замечательный талант – талант перенесения прекрасных образов на бумагу. И мы каждый раз с замиранием сердца наблюдаем, как всего за четыре часа, прямо на наших глазах, рождаются художники!

Мы вместе с акварелью протягиваем вам руку и зовем в удивительный и неповторимый мир – мир ваших шедевров!