Сам себе Художник - творческая мастерская Ольги Малушкиной

Светотень

Светотень состоит из нескольких составляющих. Про две из них всегда забывают - но именно они способны заставить поверить зрителя в то что нарисованное - реально.

Блик - это самая освещенная часть предмета. Блик - это именно та часть предмета, которая отражает свет, падающий на предмет. Именно блик - показывает из какого материала состоит поверхность предмета. Блик на хрустале, блик на волосах, матовый блик пластика - все они совершенно разные, и именно они дают почувствовать фактуру предмета. На блестящих предметах они маленькие и яркие, на матовых - большие по размеру и не такие заметные.

Свет - место предмета, на которое падает свет, цвет света состоит из цвета освещения и цвета самого предмета. Чем ближе к источнику света - тем ярче свет предмета.

Полутень - это переход между светом и тенью. Более темная часть света, но уже не такая насыщенная по цвету.

Тень - самая темная часть. Тут цвет самого предмета уже теряется. Зрение человека окрашивает тени предметов в цвета, которые являются дополнительными к цвету освещения (если свет желтый - тени будут окрашены в сине-фиолетовый цвет, если свет синий - то в оранжевый), эта окрашенность не сильно заметна, но, если присмотреться внимательнее - ее можно увидеть. Самый яркий пример - на снегу при ярком свете не серые тени у сугробов, а серо-синие.

Рефлекс - про рефлексы всегда забывают, а это, так же, как и блик – то, что передает материальность и объем. Рефлекс - это отражение на предмете окружающих его предметов и поверхностей, их света и цвета. И окрашивает предмет в цвет окружающих его предметов, заставляя почувствовать его «в среде», а не отдельным от самой сцены. Рефлексы находятся за тенью, в теневой части предметов, они не бывают светлее самой освещенной части предмета, но более насыщенные по цвету чем тень. Пример рефлекса - черная кожаная куртка на улице - на ней будет как будто отражаться голубым небо. Это рефлекс.

Падающая тень - темнее тени на самом предмете. Тени часто окрашиваются в виде рефлекса в цвет предмета.

Максимальный контраст происходит на переломе форм, рядом с бликом.

Рисуя, часто забывают про блики и рефлексы - поэтому предметы получаются пластмассовыми и безжизненными, в лучшем случае. Не видно фактуры предмета, которую может передать блик, и нет связи с окружающим предмет миром - что может передать рефлекс. Так что рисуя, прежде всего хорошо подумайте, из каких материалов состоит предмет - и уже исходя из этого создавайте блики, не забывая про рефлексы. И все будет гуууд.

Hobby Bar