Сам себе Художник - творческая мастерская Ольги Малушкиной

История батика

Ба́тик  - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Батик – batik – индонезийское слово, в переводе означает «капля воска». На ткань наносится состав – резерв, который не пропускает краску  на такие места, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор. Затем на ткань наносится соответствующая ей краска, и все это закрепляется определенным способом.

История батика. Индонезия.

Батик - древнее, удивительно многообразное искусство.  Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира — индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика. Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны.

Роспись ткани на индонезийских островах была неотъемлемой частью ритуала поклонения богам. До сих пор считается, что каждое полотно древних мастеров  наделено волшебной силой, а каждый узор-символ имеет свое значение. Батик считался исключительно женским ремеслом.

 2

Одним из основных символов индонезийской культуры, наиболее часто изображаемых в батике, является крис — древнейшее оружие яванцев. Крис всегда считался очень мощным сакральным объектом. Его части — клинок, рукоять — имеют особую символику. В зависимости от того, какая фигурка была вырезана на рукояти, каким был узор на клинке, кинжал приносил богатство, удачу, охранял владельца от неприятностей.

 3

Символика, которую нес в себе кинжал, должна была подходить владельцу, к его статусу, в противном случае кинжал приносил беды. Поэтому владелец выбирал кинжал очень тщательно, согласно традиции он должен был положить новый кинжал под подушку. Если после этого ему снились дурные сны, то кинжал нужно было менять. Между кинжалом и владельцем должна быть особая связь. Крис старались не вынимать без повода из ножен и не указывать ни на кого обнаженным острием. Во время исполнения ритуальных танцев с обнаженными кинжалами, исполнители должны были коснуться острием земли, чтобы снять негативное влияние.

 

Ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика.  «Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик - воплощение мужского и женского аспектов мироздания». Крис и батик как единство всего сущего. Такая философско-символичная связь предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет древние корни. Мир и миф сплетаются, становясь единым целым. Подобные обряды  просматриваются во многих культурах. Почти у каждого народа мужским символом власти, богатства, удачи, охоты являлся нож, назывался он у всех по-разному, а женский символ – платочек, плат, шаль, лента. И ни один обрядовый праздник, ритуальный танец не проходил без этих вещей. «Лезгинку» танцуют с ножами, «Калинку-малинку» с платочками. Опять же, вспомним, что все народные танцы танцуют по кругу, вот вам отражение представления о цикличности жизни (круг жизни). Каравай с солью преподносят на расшитой, расписанной ткани.

Символическое значение батика у индонезийцев проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов.

 4

Индонезийский классический батик малоцветен. В гамме присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и самая яркая краска — индиго (синий).    

Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Резервом для создания узоров служила специально приготовленная рисовая паста, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани.

 5

Классический горячий батик - очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для размягчения, потом стирали, сушили. Затем кипятили в рисовом крахмале 15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным вальком.

Роспись делали с помощью изобретенного в 17 веке прибора "чантинга". Нагретый воск чантингом наносили на поверхность ткани, создавая узор. Ткань, с нанесенным рисунком, на несколько часов погружали в раствор красителя. Во время крашения ее осторожно переворачивали, стараясь, чтобы восковой слой не растрескался. Потом высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке.

 6

Последний цвет, как правило, черный или темно-коричневый. Так окрашивание куска ткани могло длиться от нескольких дней до недель.  После окончания крашения ткань снова высушивали. На поверхности многократно натягиваемой и окрашиваемой ткани появлялись небольшие трещины - они создавали дополнительный узор.

 7

Современные художники наносят такие трещины специально, придавая им различные вид и направление в соответствии с замыслом. Последняя операция - удаление с ткани воска. Для этого ее погружали в котел с горячей водой.

Настоящий художник по ткани это носитель культурных традиций своего народа. Занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика. 

 8

Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану.

   Это были, прежде всего, традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом (птица символ духа и души), схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священнной горы на белом фоне, фигуры богов, орел бога Вишну — Гаруда, цветок лотоса, священная змея Наг, древо жизни. Эти запреты и предписания строго соблюдались в XVIII веке, и даже сегодня появиться в кратоне Джакарты в запретном (lorangan) узоре считается неприличным для местных жителей.

 9

Герб Индонезии.

Гаруда символизирует власть королевской семьи. Огромная птица, носит на себе бога Вишну и питает его частью своих сил.

 10

Символ змея.

Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты.


Батик — это не только древнее ремесло и искусство, но и некое таинство, магия, которая, как считают, способна оказывать влияние на жизнь и судьбы людей. Его изготовление всегда рассматривалось, как занятие, вырабатывающее упорство, настойчивость, прилежание, терпение.

Батиковым полотном накрывают больного, чтобы помочь организму бороться с недугом. Им же покрывают умершего, чтобы обеспечить его благополучный отход в потусторонний мир.

 11

Траурный батик.

 

В батиковом шарфе, переброшенном через плечо, носят грудных детей.

Считается, что магическую силу имеют также орнамент и цвет батика. Синий и коричневый цвета побуждают владельца на благородные помыслы и поступки, темно-бордовый — на решимость служить родине; розово-лиловый хранит красоту и молодость.

 12

В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика, ею самой — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома. До сих пор сохранился обычай обвязывать молодых батиковым саронгом, что символизирует единение душ.


Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.

 13

Голландский батик 17 в.

Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый  из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов - княжеских домов патриархальной Явы.

Мелкие торговцы поставляли желающим работать, привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии.  

 14 

Среди буйства тропической природы Индонезии яркими цветами выглядят саронги - похожая на юбку национальная одежда местных жителей. Роспись ткани саронгов гармонично сочетается как с окружающей природой, так и с внешностью местных жителей. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на картины великого французского художника Поля Гогена.

15

Поль Гоген. 1892г.

 16

 Поль Гоген. «Hail Mary». 1891г.

 

17

Современная одежда.

Кэп.

Со временем, техника ручного батика применялась все реже. Для того, чтобы удовлетворить растущие потребности в батике и сделать его доступным для широких масс потребителей, в середине XIX века был изобретен кэп (медный штамп). Штампы из тонких проволок значительно ускорили процесс. Возникновение кэпа увеличило объем производимого батика по сравнению с традиционным методом, связанным с утомительной ручной работой чантингом. Изготовлением штампов занялись мужчины, что стало постепенно разрушать стереотип того, что батик – удел женщин.

Каждый кэп –это медный трафарет части рисунка. Кэп делается из медных полос по 1,5 см в ширину, сложенных в определенный орнамент. Узкие кусочки проволоки используются для точек. Готовый трафарет из медных полос приделывается к ручке.

 18

Кэп должен быть очень точным. Особенно это необходимо в тех случаях, когда трафарет накладывается на обе стороны ткани. Обе стороны кэпа должны быть строго идентичны, чтобы рисунки были одинаковыми.

Такой штамп окунали в расплавленный воск, потом прикладывали к полотну. Полученные контуры рисунков заливали краской. Если раньше на роспись одного куска ткани уходило от полутора-двух недель до двух лет, то с помощью штампов можно было сделать в один день до 20 кусков ткани.

Сложный дизайн на небольшом куске ткани может потребовать до десяти кэпов. Использование кэпа, в отличие от чантинга, действительно сократило время на обработку ткани.

Однако, переход на новый узор, был достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский рисунок, не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению.

 19

Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap - батика, продолжая разрисовывать ткани вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.

 

Дополнительная обработка

Прада, или Золотая Ткань

Раньше в некоторых случаях батик декорировался золотыми лепестками или золотой пыльцой. Такую ткань называют Прада. На Центральной Яве ткань Прада покрывали золотой пыльцой. Она закреплялась на ткани с помощью самодельного клея из яичного белка или льняного масла и желтой почвы. Золото оставалось на ткани даже после стирки. Золото либо подчеркивало орнамент батика, либо создавало свой собственный. Старые ткани батика обретали новое рождение за счет декорирования золотом. Украшение батика золотом остается и по сей день, однако золотая пыльца и лепестки были вытеснены золотой краской.

 20

В целом дизайн батика подразделяется на две категории: геометрические мотивы (присущие самым ранним орнаментам) и свободная тема, основанная на стилизованных узорах натуральных форм или имитации тканного текстиля.

В некоторых областях доминируют определенные дизайны. На центральной Яве дизайны подверглись влиянию традиционных орнаментов и цветов. Батик на северном побережье Явы, находится под влиянием китайской культуры, что выражено в более яркой цветовой палитре, более замысловатых цветах и облачном дизайне.

 21

22

Среди богатого населения Индонезии популярны дизайны высокой моды. Эти исключительно качественные шедевры изготовляются месяцами и оцениваются в сотни долларов.

 23

Кавунг

Кавунг – это старинный дизайн, включающий соприкасающиеся круги. Он появился на Яве еще в XIII веке. Этот дизайн был выточен на стенах многих храмов по всей Яве, например храма Прамбанан.. Долгие годы этот дизайн оставался закрепленным за королевским домом Султана Йогакарты. Иногда круги украшались одним или несколькими небольшими крестами или пересекающимися линиями или точками. Существует предположение, что овалы на таком дизайне символизировали растительный мир, например плод дерева капок (шелкового дерева) или арен (сахарной пальмы).

 24

Цеплок

Цеплок – это обобщающее название для всех видов геометрических дизайнов, основанных на квадратах, ромбах, кругах, звездах и т.д. Это непрерывный симметрический мотив из звезд, розеток, крестов, формирующих круги или квадраты.  Населением Индонезии по большей части мусульманское, и их религия запрещает художественное реалистичное изображение животных и человека. Чтобы обойти запрет, эти образы изображаются абстрактно, либо одним элементом изображаемого объекта, либо старинным символом. Все это включается в геометрические формы и повторяется много раз.

 25

Паранг

Паранг когда-то предназначался лишь для королевских дворов центральной Явы. Он характеризуется диагональными полосами, часто с зубчатыми границами, проходящими поперек ткани.

  26

 

 27